Лошади способны узнавать индивидуальные голоса своих собратьев и связывать в понятие «личности» зрительный и звуковой образы животных. Доказать это удалось с помощью методики, которую применяют для исследования когнитивных способностей маленьких детей.
Учёные из британского Университета Суссекса, опубликовавшие свою работу в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences, надеются, что применение этого метода позволит разобраться в аналогичных способностях других животных.
Карен Маккомб и её коллеги изучили реакцию домашних лошадей на противоречивые визуальный и звуковой сигналы, принадлежащие разным животным. Зоопсихологи поочерёдно показали 24 лошадям, как члена их табуна заводят за непрозрачный экран, после чего проигрывали записанный заранее звуковой сигнал. В половине случаев таковым было тихое ржание той лошади, которая находилась за экраном, в другой половине – ржание другой лошади того же табуна.
Когда звуковой и зрительный образы не совпадали, лошади показывали явные признаки заинтересованности. В среднем, статистически значимо (с вероятностью случайного совпадения менее 5%), они скорее поворачивали голову в сторону экрана, дольше и чаще вглядывались в него – возможно, пытаясь разобрать, кто там находится. Конкретные фрагменты записанного заранее ржания ни разу не повторялись, в исследовании были использованы 48 различных записей. Опыты с голосами лошадей из других групп не проводились.
Хотя многие животные способны узнавать отдельных членов своих стай, косяков и стад по внешнему виду, запаху и голосам, способность синтезировать разные образы, превращая их в компоненты единой «личности» прежде была показана только для людей. Учёные из Суссекса полагают, что результаты их опыта говорят о способности лошадей к кроссмодальному восприятию личности, при котором одному животному соответствует и его зрительный, и его звуковой образы. Возможно, понятие личности включает и другие чувства – например, запах, однако этот вопрос Маккомб и её коллеги не исследовали.
Данный метод «обманутого ожидания» широко применяется в исследованиях человеческих младенцев, которые не в состоянии выразить свои ощущения словами. Авторы работы надеются, что его модно будет широко применять и в зоопсихологии, в которой подопытные также ничего сказать исследователям не могут.
Газета.ру
コメント